О Школе

Главная страница
Документы
Библиография
Ресурсный центр HREA.ORG
Написать нам
 

Обучение правам человека, демократии и культуре мира

Документы
Библиография
Книги издательства "Права человека"

Учебники других организаций

Ресурсный центр HREA.ORG

 
 
 
101000 Москва, Лучников пер. 4, подъезд 3, комната 2 тел./факс (495) 577-69-04
e-mail: mshr@mshr-ngo.ru http://www.mshr-ngo.ru/

Публикации МШПЧ

Образование в области прав человека в России, включая образование в области профилактики ВИЧ/СПИДа: аналитический отчет. /
Под ред. А.Я.Азарова. - М.: Московская школа прав человека, 2008. - 454 c.

       Авторский коллектив: А.Я.Азаров, Л.И.Глухарева, И.В.Евдокимов, В.Л.Римский,
Г.Н.Солнцева, О.Я.Федорова,  В.А.Яблоцкий. Редактор Н.И.Нейч. 

 

В книге исследуются проблемы образования в области прав человека в России, включая образование по профилактике ВИЧ/СПИДа. Особое внимание уделено нормативно-правовой базе, образовательным стандартам и учебно-методическому обеспечению. Рассматривается практика высшей и общеобразовательной школы, уполномоченных по правам человека, правозащитных НПО по обучению правам человека. Дана оценка учебной литературы по правам человека для вузов. Предложена концепция науки и дисциплины прав человека. Выводы подтверждены специальным социологическим опросом.

Материалы отчета могут быть использованы в научных исследованиях, в практике государственных и неправительственных организаций по совершенствованию образования в области прав человека.

ISBN 5-89888-034-8

 

Загрузить книгу в формате PDF 2,11 Mb

 

Загрузить книгу в формате Word.doc 2,92 Mb

 

Human Rights Education in the Russian Federation, Including Prevention Education in HIV/AIDS: Analytical Report /
Under the editorship of Anatoly Azarov. - Moscow: Moscow School of Human Rights, 2008. - 197 p.

Team of contributors: A.Ya.Azarov, L.I.Gluhareva, I.V.Yevdokimov, V.L.Rimskiy, G.N.Solntseva, O.Ya.Fedorova, V.A.Yablotsky.

Editor: N.I.Neich.

 The book examines the status, trends, and issues of human rights education, including HIV/AIDS prevention education in the Russian Federation. It spans the period from the early 1990s to December 2008, analyzing both positive preconditions for the spread of human rights and freedoms knowledge in Russia and obstacles encountered in the process. A special focus is on laws, regulations and standards applicable to higher education. The book describes the activities of the primary social institutions engaged in HRE: comprehensive schools and universities, human rights commissioners, NGOs. It shows examples of international humanitarian law teaching; offers an evaluation of HRE literature for Russian universities; offers a concept of Science and Discipline of Human Rights. The book also examines the condition of HIV/AIDS prevention education within the context of human rights observance. The authors' conclusions and judgments are supported with a special opinion poll.

The results of this research may be used in scholarly studies and in the practice of governmental and nongovernmental organizations committed to improving HRE.

Download the PDF version 896 Kb

Download the DOC version 1,05 Mb

Каталог русскоязычных публикаций о правах человека.
Сост. и коммент. А.Я.Азаров. - М.: Московская школа прав человека, 2009. - 55 c.

Каталог русскоязычных публикаций о правах человека включает 1250 позиций. В него вошли отдельные книги, монографии, документы, посвященные различным аспектам прав человека. Представлены сборники международных актов, российского законодательства, образцы документов. Приведен перечень литературы, изданной ООН, ЮНЕСКО, Советом Европы, ОБСЕ, а также российскими (советскими) издателями. Хронологические рамки каталога начинаются с 60-х годов XX века и заканчиваются августом 2009 года.

Каталог может быть использован в научных исследованиях студентами, аспирантами, преподавателями, в работе государственных и неправительственных организаций, а также всеми, кого затрагивают проблемы осуществления, защиты и восстановления прав человека.

 

ISBN 5-89888-036-4

 Загрузить книгу в формате PDF 703 Kb

Азаров А.Я. , Болотина Т.В. Права человека. Пособие для учителя.
М.: Издательство ИПК и ПРНО МО, 1994. – 208 с.

Издание знакомит педагогов-обществоведов и правоведов с программой подготовки учителей к преподаванию нового курса «Права человека». Рекомендованы тематическое и поурочное планирование для учащихся общеобразовательной школы, методические рекомендации. В пособие включены международные и российские нормативные акты, закрепляющие права и свободы человека. Впервые учитель познакомится с нормативной базой Совета Европы о правах человека.

ISBN 5-88561-032-0

Азаров А.Я. Права человека. Новое знание.
М.: Общество «Знание» России, 1995. – 252 с.

Учебно-методическое пособие знакомит педагогов-обществоведов, правоведов средней и высшей школы, лекторов с новой областью гуманитарного знания –  с правами и основными свободами человека.

Предложена программа подготовки к преподаванию курса «Права человека», тематическое и поурочное планирование для учащихся общеобразовательной школы.

Приведены рекомендации международных и российских организаций по обучению правам человека. В приложении помещены международные и российские нормативные акты, закрепляющие основные права и свободы человека.

ISBN 5-254-00732-X

Азаров А., Ройтер В., Хюфнер К. Защита прав человека. Международные и российские механизмы.
М.: Московская школа прав человека, 2000. – 392 с.

В книге дается общий обзор международных и внутрироссийских механизмов защиты прав человека. Рассматриваются договорные органы ООН, соглашения Совета Европы, ОБСЕ, организация работы и порядок обращения в Европейский Суд по правам человека, а также система защиты прав человека в России. Приводятся образцы заявлений в международные органы. Приведены нормативные акты РФ.

Книга предназначена как для отдельных лиц, так и для неправительственных правозащитных организаций, а также может использоваться в изучении и преподавании прав человека.

Издание профинансировано ЮНЕСКО, УВКБ ООН и   Информационным центром ООН в Москве

ISBN 5-89888-015-1

Азаров А., Ройтер В., Хюфнер К. Права человека. Международные и российские механизмы защиты.
М.: Московская школа прав человека, 2003. – 560 с.

В книге рассматриваются основные понятия теории прав человека, дается общий обзор международных и внутрироссийских механизмов защиты прав человека. Освещается деятельность договорных органов ООН, соглашения Совета Европы, организация работы и порядок обращения в Европейский Суд по правам человека, ОБСЕ, а также система защиты прав человека в России. Приводятся образцы заявлений в международные органы. Приведены нормативные акты РФ.

Книга адресована как отдельным лицам, защищающим свои права, так и неправительственным правозащитным организациям. Она может использоваться также в изучении и преподавании прав человека.

Издание профинансировано ЮНЕСКО, Информационным центром ООН в Москве, УВКБ ООН и посольством Германии в Москве..

ISBN 5-89888-016-X

Загрузить книгу в формате PDF  1,89 Mb

Азаров А.Я. Система защиты прав и свобод человека. Учебное пособие.
М.: Московская школа прав человека, 2007. - 441 с.

Первая часть издания посвящена основным проблемам прав человека,  таким как: гуманизм и достоинство человека, моральные нормы, соотношение прав и свобод, понятие основных (конституционных) прав, стандартов, инструментов, механизмов и процедур,  связи свободы, ответственности и обязанности, понимания прав человека в объективном и субъективном смыслах, содержание основ мира, идеалов и реалий и т.д. Во второй части рассматриваются универсальные и региональные механизмы защиты прав человека: договорные органы ООН, соглашения Совета Европы, порядок обращения в Европейский Суд по правам человека, деятельность ОБСЕ, а также система защиты прав человека в России.

Книга адресована как студентам и преподавателям, так и правозащитному сообществу: представителям неправительственных и государственных организаций. Она может использоваться также в изучении и преподавании прав человека. Преподаватели и тренеры найдут в книге также тесты по правам человека.

ISBN 5-89888-033-Х

Загрузить книгу в формате PDF   1,5 Mb

Александров Ю.К. Несовершеннолетние: преступление и наказание.
 
М.: Московская школа прав человека, 1996. – 77 с.

Пособие посвящено актуальной для нашего времени проблеме преступлений несовершеннолетних. Автор раскрывает истоки преступности среди подростков, включая исторические аспекты вопроса. Подробно разбираются психологические аспекты организации воспитательного процесса с несовершеннолетними в воспитательно-трудовых колониях, половые извращения и алкоголизм несовершеннолетних, профилактика суицида и наркомании среди подростков и молодежи.

Работа может представить значительный интерес как для работников правоохранительных органов, педагогов спецшкол и ПТУ, так и для всех специалистов, работающих с молодежью.

Загрузить книгу в формате PDF  885 Kb

Алексеев С.С. Введение в правоведение.
Учебное пособие для школьников (9-11 класс). М.: Московская школа прав человека, 1996. – 79 с.

Пособие имеет экспериментальный характер.

В отличие от сложившегося в прежнее время стереотипа, когда в соответствии с императивами советского огосударствленного общества преподавалась во многих учебных заведениях дисциплина, охватывающая одновременно и государство, и право, настоящее пособие посвящено только праву, рассматриваемому под углом зрения требований современного демократического, гражданского общества.

Цель пособия – познакомить учащихся с современным видением правовой проблематики на уровне, соответствующем подготовке учащихся старших классов средней школы.

Для школьников и преподавателей.

ISBN 5-89888-004-6

Загрузить книгу в формате PDF  472 Kb

Алексеева Л.М. История правозащитного движения.
М.: Московская школа прав человека, 1999. – 126 с.

Книга, представляющая собой адаптированный вариант знаменитой работы «История инакомыслия в СССР», адресована школьникам старших классов и учителям. Она знакомит их с историей правозащитного движения от его зарождения до конца 1995 года. Автор надеется, что читатели проникнутся уважением к героическим усилиям зачинателей правозащитного движения и убеждению в необходимости отстаивания прав и достоинства личности в нынешней России, стремящейся стать демократическим правовым государством.

Для школьников и преподавателей.

ISBN 5-89888-012-7

Загрузить книгу в формате PDF  828 Kb

Всероссийская научно-методическая конференция по преподаванию прав человека.
Материалы конференции. Под ред. А.Я.Азарова.  М.: Московская школа прав человека, 1998. – 120 с.

В рамках мероприятий Года прав человека в Российской Федерации в июне-июле 1998 г. в Москве была проведена Всероссийская научно-методическая конференцию по преподаванию прав человека. В сборнике представлены доклады специалистов международных организаций (ООН, ЮНЕСКО, Совета Европы и др.), представителей министерств и ведомств, имеющих системы подготовки кадров, неправительственных правозащитных организаций, региональных комиссий по правам человека и рекомендации конференции.

Книга адресована политикам, политологам, социологам, юристам; студентам, аспирантам и преподавателям школ и вузов; всем, кого интересуют проблемы образования в области прав человека.

ISBN 5-89888-008-9

Загрузить книгу в формате PDF:

Головатенко А.Ю. Права человека и статус личности: история и современность.
Пособие для учителя. М.: Московская школа прав человека, 1999. – 64 с.

Пособие адресовано преподавателям истории, а также всем учителям, занимающимся правовым образованием школьников. В книге содержится материал для непосредственного использования на уроках истории, обществознания и правоведения; предлагаются конкретные методические рекомендации. Читатель найдет в пособии сведения о предыстории и истории прав человека, повествование о том, как изменялся статус личности с древнейших времен до наших дней, размышления о судьбе идеи прав человека в современном мире.

ISBN 5-89888-001-1

 

Гражданское образование.
Пособие для учителя. Центр «Открытое образование» (София), М.: Московская школа прав человека, 1998. – 139 с.

Это пособие для учителя, которому предстоит трудная задача одному из первых работать со школьниками по проблемам гражданского образования. В нём можно найти методические указания по организации и проведению занятий по гражданскому образованию, а также сценарии уроков в тех областях, в которых протекает жизнь молодого человека – семья, школа, малая общность.

Пособие предназначено для учителей старших классов, но может быть использовано и при работе с учащимися младших возрастов.

Книга даёт возможность учителю самому планировать и организовать свою работу. Но всё же желательно прохождение специальных курсов в педагогических учреждениях.

ISBN 5-89888-002-X

Иоффе А.Н. Свобода совести. История религии.
Программа. Правовые акты. Документы. М.: Московская школа прав человека, 1997. – 92 с.

Сборник материалов предназначен для среднего и старшего звена средней школы. Программа включает в себя три блока – «Мифология», «Религии народов мира» и «Религиоведение».  Заявленные темы рассматриваются со светских позиций. Преподавание данного курса может стать важным звеном в формировании гражданского образования в России, так как дает достаточно полную информацию по религиозному мировоззрению, воспитывая терпимость к представителям различных вероисповеданий, способствуя формированию представлений о духовной жизни народов. Рекомендовано тематическое планирование, дан словарь основных понятий и список литературы.

Приведены международные и российские нормы, регулирующие вопросы свободы совести, документы по истории религиозных отношений в СССР.

Конфликтология в школе.  
Учебно-методическое пособие для средних общеобразовательных учреждений. Часть I. Под ред. В.М.Шепеля, сост. С.В.Баныкина. М.: Московская школа прав человека, 1999. – 217 с.

В пособии представлена авторская концепция конфликтологического образования учащихся средних общеобразовательных школ. В нём даны основные положения о конфликтологии, учебная программа «Конфликтология в 8-9 классах», дана методика проведения ряда тем курса. Предложены рекомендации по организации конфликтологической службы в школе.

Пособие предназначено для преподавателей конфликтологии, специалистов-конфликтологов, школьных психологов, социальных педагогов, руководителей учебных учреждений и учителей обществознания, граждановедения.

ISBN 5-89888-007-0

Максудов Р.Р., Антропов О.О. Знай свои права: ты и милиция.
М.: Московская школа прав человека, 1997. – 76 с.

Одной из важнейших проблем в реформировании системы правосудия России является внедрение правовых установок в повседневную жизнь. Вопиющие нарушения прав человека – не редкость, особенно это касается подростков. Люди сами должны обучаться элементарным приемам защиты своих прав.

Данное пособие, в котором на конкретных примерах показаны способы защиты прав несовершеннолетних, поможет восполнить недостаток правовой литературы, посвященной практическим вопросам.

Малисова В.Н. Культура общения, или Искусство диалога.
Программа нравственного воспитания школьников. М.: Московская школа прав человека, 1999. – 25 с.

Программа предназначена для начальной школы, но может быть использована в среднем и старшем звене. Программа нацелена на воспитание учащихся в духе терпимости, понимания ценности и достоинства личности, уважения к правам и свободам человека. Она является вводной, пропедевтической частью (а в старших и средних классах сопутствующей) для курсов граждановедения, прав человека, права, обществознания.

ISBN 5-89888-011-9

Загрузить книгу в формате PDF   200 Kb

 

Национальный план действий по образованию в области прав человека.
Материалы для разработчиков. Сост. А.Я.Азаров. М.: Московская школа прав человека, 1999. – 70 с.

В данном издании представлена информация и основные документы, необходимые для разработки Национального плана действий по образованию в области прав человека в Российской Федерации.

Загрузить книгу в формате PDF  1,01 Mb

 

Никитин А.Ф. Концепция и программа курса «Гражданское образование» («Граждановедение»).
М.: Московская школа прав человека, 1996. – 25 с.

Пособие предназначено педагогам общеобразовательных учебных учреждений.

Гражданское образование представлено как комплексное направление учебно-воспитательной работы, сочетающее в себе, главным образом, элементы политического, правового и нравственного образования.

Предложены программы курсов: «Азбука граждановедения» (2-3 кл.), «Граждановедение» (5-6 кл.), «Граждановедение» (7-8 кл.), «Право и политика» (9 кл.), «Правоведение» (10-11 кл.), «Основы политологии» (10-11 кл.).

Никитин А.Ф. Рабочая тетрадь по праву.
М.: Московская школа прав человека, 1996. – 77 с.

Рабочая тетрадь включает в себя дидактические материалы для гражданско-правового образования в основной и средней школе вне зависимости от того, какой курс избран образовательным учреждением. Тетрадь – нечто среднее между учебником и задачником.

Акцент сделан на правовых, политологических темах. Главная задача работы с предлагаемой тетрадью – сделать процесс познания учащимися права увлекательным, осознанным и практико-ориентированным, приобщить их к сложному миру права.

Общественные дисциплины.
Нормативно-рекомендательные документы Минобразования РФ. М.: Московская школа прав человека, Центр гражданского образования АПКиППРО РФ; 1998. – 56 с.

В сборнике представлены все нормативно-рекомендательные документы, изданные Министерством образования РФ по вопросам исторического и обществоведческого образования в 1993-1997 годах. Он адресован учителям, авторам и специалистам по разработке учебных программ, планов, учебников, учебно-методических материалов, администраторам образовательных учреждений.

Права человека.
Учебные программы для вузов. Вып. 1 (г.Екатеринбург) / Под ред. А.Я.Азарова. – М.: Московская школа прав человека, 2001. – 600 c.

 Сборник содержит 24 учебные программы для вузов и неправительственных организаций, подготовленные участниками Международной Летней школы по правам человека (август 2001 г., г.Екатеринбург). Программы ориентированы на студентов разных специальностей и освещают различные аспекты прав и свобод человека, такие как теория прав человека, международное право прав человека, защита прав человека в Европейском Суде по правам человека, права ребенка, права женщин, экологические права и т.п. Несколько программ предназначено для слушателей системы органов внутренних дел и Вооруженных Сил. Представлены также программы с методическим подходом – права человека как основа гуманистического воспитания, восприятие общечеловеческих ценностей в процессе обучения, изучение прав человека на уроках английского языка.

Ряд программ опубликован также на азербайджанском, армянском, молдавском, латышском, монгольском и украинском языках.

ISBN 5-89888-017-8

Загрузить книгу в формате PDF  3,9 Mb

Права человека.
Учебные программы для вузов. Вып. 2 (г. Саратов) / Под ред. А.Я.Азарова. - М.: Московская школа прав человека, 2002. - 455 c.

Данный сборник представляет собой результат работы Московской школы прав человека с молодым аспирантам, преподавателям, педагогами разных стран и вузов. Сборник содержит 23 учебные программы для вузов и НПО, подготовленные участниками II Международной Летней школы по правам человека (5-23 августа 2002 г., г. Саратов). Программы ориентированы на студентов разных специальностей, педагогических работников повышающих квалификацию в системе дополнительного профессионального образования, служащих МВД. Программы касаются различных аспектов прав и свобод человека: общетеоретических проблем прав человека, международному праву прав человека, защите прав человека в Европейском Суде по правам человека, правам ребенка, правам женщин, защите прав человека в сфере здравоохранения, т.д.

ISBN 5-89888-017-8

Права человека, культура мира, демократия.
Документы международных организаций по воспитанию и обучению. М.: Московская школа прав человека, Центр гражданского образования АПКиППРО РФ; 1998. – 84 с.

Сборник содержит документы универсальных и региональных международных организаций, – ООН, ЮНЕСКО, Совета Европы, – по воспитанию и обучению в области прав и свобод человека, культуры мира, демократии. Он адресован учителям, авторам и специалистам по разработке учебных программ, планов, учебников, учебно-методических материалов, администраторам образовательных учреждений.

Хлобустов О.М., Рыкунов В.И., Павленко С.З., Подуфалов В.Д. Права человека и интересы национальной безопасности.
М.: Московская школа прав человека, 1999. – 181 с.

Права человека, национальная безопасность и развитие общества являются актуальными и в то же время недостаточно разработанными фундаментальными проблемами, вставшими перед российской наукой.

Взаимодействие, взаимообусловленность этих жизненно важных для России явлений раскрываются на монографическом уровне впервые. Наряду с концептуальным освещением вопросов прав человека и национальной безопасности высказаны оригинальные прогнозы о путях развития общества и государства.

Книга адресована политикам, политологам, социологам, юристам; студентам, аспирантам и преподавателям соответствующих вузов и факультетов; всем, кого интересуют проблемы прав человека, национальной безопасности и общественного развития.

ISBN 5-89888-006-2

Шнекендорф З.К. Конвенция о правах ребенка: Программа и материалы спецкурса.
М.: Московская школа прав человека, 1996. – 143 с.

 Настоящее издание впервые в практике учебно-воспитательного процесса высшей школы предлагает программу и методические рекомендации по изучению Конвенции о правах ребенка. Она объединяет правовые и психолого-педагогические аспекты изучения и может быть использована на всех факультетах. В книгу включены международные и российские нормативные акты о правах ребенка, Федеральные и региональные программы в интересах детей, материалы о новых детских организациях, детской и юношеской печати РФ. Многие из этих материалов публикуются впервые. Пособие может быть использовано и преподавателями средних профессиональных учебных заведений, и учителями школ.  

Загрузить книгу в формате PDF   980 Kb

 

ВНИМАНИЕ! Программы просмотра Интернет-страниц не всегда корректно взаимодействуют с программой Adobe Acrobat Reader. Чтобы гарантированно сохранить файл на Ваш компьютер и затем открыть его с помощью вышеназванной программы, щёлкните по интересующей Вас ссылке ПРАВОЙ кнопкой мыши и затем выберите из появившегося контекстного меню пункт «Сохранить объект как…» (Internet Explorer) или «Сохранить ссылку как…» (Netscape Navigator).
 
Программа Adobe Acrobat Reader распространяется бесплатно. Вы можете законно установить её с любого компакт-диска либо загрузить последнюю версию с Web-сайта http://www.adobe.com/acrobat/

Вернуться Наверх



Copyright © Московская школа прав человека, 1997-2010.